Некоторые слияния представляют собой смелые стратегические уловки. Другие о прекращении падения. Последняя вспышка слияний и поглощений европейских банков прочно относится к последней категории. Это облегчает обнаружение потенциальных целей.
Низкие процентные ставки и растущие проблемные кредиты из-за пандемии вынудили европейских кредиторов задуматься о просроченной консолидации. В Испании Caixabank ведет переговоры о поглощении Bankia на 4 млрд евро. Это соответствует шаблону, установленному ранее в этом году, когда итальянская компания Intesa Sanpaolo купила своего конкурента UBI Banca: более крупного и надежного кредитора, поглощающего относительного местного гольяна.
Согласно индексу Breakingviews, который использует четыре финансовых показателя для выявления слабых звеньев в секторе, в Европе много таких потенциальных целей.
- Первый показатель — это операционные расходы как процент от дохода: большое число означает большую потенциальную экономию от совместного использования филиалов и технологий с более крупным партнером.
- Далее следует рыночная капитализация банка по отношению к его материальной балансовой стоимости и его доходность на материальный капитал. В обоих случаях меньшее число указывает на мрачные автономные перспективы.
- И последнее — капитал: кредиторы с более низким коэффициентом обыкновенного капитала первого уровня имеют меньше возможностей для погашения необоснованных кредитов и инвестирования в будущее.
Индекс заказывает банки, базирующиеся в крупных странах Европы, с рыночной стоимостью от 1 до 15 миллиардов евро. Он присваивает баллы в зависимости от их ранга в каждой категории и объединяет их для получения общей оценки M&A.
Испания и Италия доминируют, занимая шесть из 10 лучших мест. Такие кредиторы, как Banca Monte dei Paschi di Siena, Banco BPM, Banco de Sabadell и Unicaja Banco, являются потенциальными целями. У них также есть потенциальные покупатели в крупных компаниях, таких как UniCredit в Италии, Banco Santander и BBVA в Испании. Комбинация Santander и Sabadell, например, может даже принести сбережения за пределами Испании, поскольку оба работают в Великобритании.
Сложнее обстоят дела с Commerzbank из Франкфурта, который занимает третье место. В прошлом году переговоры с Deutsche Bank провалились. UniCredit и голландский гигант ING имеют совместимые немецкие предприятия, но трансграничные сделки политически рискованны.
Еще хуже обстоят дела с французским Société Générale и базирующимся в Нидерландах ABN Amro Bank, которые являются низко оцененными кредиторами с высокими затратами и небольшими шансами на получение экономической прибыли в ближайшем будущем. Но они, вероятно, слишком велики, чтобы слиться с внутренними конкурентами BNP Paribas и ING.
Волна слияний далека от уверенности: в большинстве случаев есть веские причины, по которым покупатели так далеко держатся. Но если недавний рост активности в сфере слияний и поглощений сохранится, участники торгов будут иметь в виду эти цели.